Актуальной как для настоящего, так и для будущего города Кургана, продолжает оставаться проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о сохранении тенденций к росту заболеваемости, увеличению распространенности хронической патологии, снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований.
Одной из ведущих тенденций в образовании на сегодняшний день является "Здоровьесбережение". В образовательных организациях города Кургана созданы организационно-педагогические условия для сохранения здоровья обучающихся:
- соблюдение норм и правил СанПиНов;
- организация оптимального графика обучения;
- использование здоровьесберегающих технологий (закаливание, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, цветотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, сказкотерапия, витамино- и фитотерапия);
- работа педагогов-психологов, логопедов;
- проведение в соответствии с программами и планами работы спортивно-оздоровительных мероприятий;
- организация деятельности спортивных кружков и секций;
- участие учреждений в оздоровительных и спортивных мероприятиях.
Внедрение комплексов здоровьесберегающих технологий в практику работы образовательных учреждений способствует улучшению показателей здоровья обучающихся. На протяжении 10 лет в 100% образовательных учреждений города Кургана используются здоровьесберегающие технологии.
В образовательных организациях разработана система мониторинга состояния здоровья детей и подростков. По результатам ежегодного медицинского обследования в школах и детских садах накапливается информация о состоянии здоровья каждого обучающегося, даются рекомендации родителям, педагогам по предельно-допустимым нагрузкам согласно установленной группе здоровья. В образовательных организациях имеются базы данных о детях, имеющих проблемы со здоровьем, проблемы в развитии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальной системе образования создана образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования; функционирует система групп и классов. В общеобразовательных учреждениях функционируют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение зрения, задержку психического развития, задержку речевого развития, расстройствами аутистического спектра, тяжелые нарушения речи; в массовых классах в рамках инклюзии обучаются 415 детей; доля детей с ограниченными возможностями здоровья в 2020 году от общей численности учащихся - 2,9%. В детских садах функционируют группы для детей с туберкулезной интоксикацией, с задержкой речевого и психического развития, с нарушениями слуха и проблемами с опорно-двигательным аппаратом.
Для детей, имеющих нарушения речи, препятствующие освоению общеобразовательных программ, в общеобразовательных школах в 2020 году функционирует 17 логопедических пунктов, где занимаются около 700 обучающихся 1 - 4 классов; в 24 школах организованы коррекция устной и письменной речи для более 1200 обучающихся. Консультативную помощь родителям (законным представителям) оказывает городская психолого-медико-педагогическая комиссия.
Для совершенствования работы в области здоровьесбережения детей необходимо проводить целенаправленную работу по повышению квалификации учителей школ, педагогов дошкольных организаций и учреждений дополнительного образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья детей-инвалидов, организовывать психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и родителям (законным представителям), воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и через сеть групп самопомощи.
В муниципальной системе образования созданы условия для максимального удовлетворения запросов населения на услуги по организации отдыха детей в каникулярное время.
Для оказания поддержки семье в вопросе организации отдыха несовершеннолетних города Кургана в каникулярное время функционирует загородный лагерь при МБУ "ГЦКиД", в котором в 2020 году отдохнули 1480 детей, что составляет 3,6% от общего числа несовершеннолетних от 7 лет. В период каникул организуется работа лагерей с дневным пребыванием на базе муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2020 году в таких лагерях отдохнули 1497 детей (3,7% от общего количества несовершеннолетних от 6,5 лет). Традиционно организуются малозатратные формы отдыха и досуга - походы, путешествия, экскурсии, акции, фестивали; данный вид отдыха не только развивает физические и личностные качества детей, но и формирует познавательную активность, способствует воспитанию патриотизма. Функционирование различных организованных форм отдыха и оздоровления в течение всего летнего периода (опорные площадки по месту жительства, мастер - классы, кружки, секции) позволяют детям в непринужденной обстановке заниматься физическими упражнениями, развивать внимание, мышление, память, творческие способности. Проведение опорных площадок, в том числе на воздухе, служит альтернативной заменой пассивных увлечений детей в летний период (просмотр телепередач, компьютерные игры, социальные сети).
Проблемы в организации здоровьесбережения и отдыха детей:
- недостаточная сформированность потребности в сохранении и укреплении своего здоровья у детей и подростков;
- недостаточный объем необходимых специальных условий в образовательных организациях для освоения адаптированных образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения;
- сохраняющаяся тенденция общего ухудшения состояния здоровья детей от момента поступления в дошкольное образовательное учреждение до получения основного образования.