Актуальной как для настоящего, так и для будущего города Кургана, продолжает оставаться проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о сохранении тенденций к росту заболеваемости, увеличению распространенности хронической патологии, снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно - половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами выборочных научных исследований.
Одной из ведущих тенденций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение».
В образовательных организациях города Кургана созданы организационно-педагогические условия для сохранения здоровья обучающихся:
- соблюдение норм и правил СанПиН;
- организация оптимального графика обучения;
- использование здоровьесберегающих технологий (закаливание, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, цветотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, сказкотерапия, витамино - и фитотерапия);
- работа педагогов-психологов, логопедов;
- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в соответствии с программами и планами работы, участие учреждений в оздоровительных и спортивных мероприятиях;
- организация деятельности спортивных кружков и секций;
- распространение в образовательных организациях наглядной агитации и санитарной пропаганды по вопросам профилактики вирусных инфекций.
Внедрение комплексов здоровьесберегающих технологий в практику работы образовательных организаций способствует улучшению показателей здоровья обучающихся. На протяжении 10 лет в 100% образовательных учреждений города Кургана используются здоровьесберегающие технологии.
В образовательных организациях разработана система мониторинга состояния здоровья детей и подростков. По результатам ежегодного медицинского обследования в школах и детских садах накапливается информация о состоянии здоровья каждого обучающегося, даются рекомендации родителям, педагогам по предельно-допустимым нагрузкам, согласно установленной группе здоровья. В образовательных организациях имеются базы данных о детях, имеющих проблемы со здоровьем, проблемы в развитии.
В 2024 году все дети-инвалиды, стоящие в очереди на получение путевки в детский сад, имеют первоочередное право на ее получение. Посещение МДОУ и дошкольных групп МОУ для детей-инвалидов обеспечивается на бесплатной основе. Посещение детских садов и дошкольных групп общеобразовательных учреждений для детей-инвалидов обеспечивается на бесплатной основе. В 2023-2024 учебном году 302 ребенка-инвалида с ОВЗ дошкольного возраста посещают специализированные группы (81,8 % от общего числа воспитанников, отнесенных к данной категории). Для 75 дошкольников, имеющих инвалидность, посещение учреждений организовано в режиме кратковременного пребывания.
В 2023-2024 учебном году более половины обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях детей-инвалидов школьного возраста (395 чел., 57,6 % от общего количества детей-инвалидов) имеют подтвержденный ПМПК статус ОВЗ (в прошлом учебном году – 54,3%). В отдельных классах для детей с ОВЗ обучаются 46,6 % школьников с инвалидностью, имеющих статус ОВЗ. Обучение на дому организовано для 183 детей-инвалидов. Большинство из обучающихся на дому (111 чел., 60,7 %), как и в прошлом учебном году, составляют дети-инвалиды со статусом ОВЗ. Для каждого ребенка-инвалида, обучающегося на дому, по согласованию с его родителями (законными представителями) реализуется учебный план с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.
В функционирующих на базе МБОУ города Кургана «СОШ № 52» классов для детей с ОВЗ, в которых основной направленностью реализуемых адаптированных основных общеобразовательных программ является нарушение зрения, в 2023-2024 учебном году учебном году обучаются 18 детей-инвалидов, имеющих данные нарушения.
В 2023-2024 учебном году в муниципальных школах по адаптированным программам обучается 128 детей-инвалидов с различной степенью умственной отсталости (в том числе 34 ребенка - в сочетании с расстройством аутистического спектра), которые не являются учащимся ГКОУ «Курганская специальная (коррекционная) школа № 8» в основном по причине отсутствия свободных мест в данном учреждении. Более чем для половины таких детей (63,3 %) обучение организовано в режиме инклюзии; для значительного количества (60,2 %) - на дому.
Для совершенствования работы в области здоровьесбережения детей проводится целенаправленная работа по повышению квалификации учителей школ, педагогов дошкольных организаций и учреждений дополнительного образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, организуется психолого-педагогическая и социальная помощь детям и родителям (законным представителям), воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через консультационно-методические центры на базе дошкольных образовательных организаций.
В муниципальной системе образования созданы условия для максимального удовлетворения запросов населения на услуги по организации отдыха детей в каникулярное время.
Отдых детей и их оздоровление в период летней оздоровительной кампании традиционно осуществляется в городе Кургане через различные формы организации деятельности:
В 2024 году, в летний период лагеря были организованы на базе 19 общеобразовательных организаций, работал 21 лагерь с дневным пребыванием (по 2 площадки в МБОУ «СОШ № 41», МБОУ «Гимназия № 47»), охват – 2684 ребенка, из них детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 456 (малообеспеченные, сироты, находящиеся под опекой, дети с ограниченными возможностями, состоящие на различных формах учёта) (2023 год - 2579). В 2-х общеобразовательных организациях лагеря с дневным пребыванием не были открыты в связи с отрицательным заключением Роспотребнадзоа. Детей в трудной жизненной ситуации в лагерях было оздоровлено 500 человек (малообеспеченные, сироты, находящие под опекой, дети с ограниченными возможностями, состоящие на различных видах учета). В лагерях были реализованы различные программы воспитательной деятельности, большинство программ посвящены Году педагога и Наставника. Для подростков организована работа профильных отрядов, где они смогли не только отдыхать, но и развивать познавательную деятельность по различным направлениям: лингвистика, точные науки, естественно-научное направление, художественное направление, экологическая деятельность.
В загородном муниципальном лагере при МБУ «Городской Центр культуры и досуга» организовано 5 смен длительностью по 15 рабочих дней; охват отдыхом и оздоровлением при 100% наполняемости лагеря составило более 3051 несовершеннолетний.
Активно в летний период используются формы малозатратной организации досуга и оздоровления несовершеннолетних, количество посещений в 2024 году составило более 60000 (в 2023 году – более 56000):
- при образовательных организациях в летние месяцы организованы пришкольные площадки по месту жительства: несовершеннолетние посещают игровые и конкурсные программы, мастер-классы, принимают участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;
- в школах продолжат работу в летний период кружки и секции, клубы по интересам.
Информация о летнем отдыхе и оздоровлении поставляется в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления для размещения на официальном сайте Департамента образования и науки Курганской области.
Проблемы в организации здоровьесбережения и отдыха детей:
- недостаточная сформированность потребности в сохранении и укреплении своего здоровья у детей и подростков;
- недостаточный объем необходимых специальных условий в образовательных организациях для освоения адаптированных образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения;
- сохраняющаяся тенденция общего ухудшения состояния здоровья детей от момента поступления в дошкольное образовательное учреждение до получения основного образования.