МО город Курган
Муниципальное образование город Курган

Доступная среда в городе Кургане

Картинка.

Краткое описание программы

Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. Ключевой показатель здоровья нации - количество инвалидов и их доля в общем населении страны.
В городе Кургане по состоянию на 01.01.2021 проживало 28 768 инвалидов, что составляет 9,3% от общего количества жителей областного центра (310,4 человек); из них 1524 - дети-инвалиды.
Государственная социальная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Доступная среда для инвалидов - это весь спектр комплексных процессов адаптации и планирования деятельности во всех областях жизни общества, осуществляемых с учетом жизненных потребностей инвалидов. Создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности и условий для реабилитации является важнейшей частью процесса интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Несмотря на принимаемые меры, социальная инфраструктура остается мало приспособленной для инвалидов, поскольку сложилась в основном до вступления в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепившего требование по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Часть объектов социальной инфраструктуры не оснащено пандусами, поручнями; ранее построенные объекты не соответствуют новым строительным нормам и правилам, обеспечивающим доступность для маломобильных групп населения (невозможность установки лифтов, подъемников).
Паспортизация приоритетных объектов является основой для разработки управленческих решений - планов и программ адаптации объектов социальной инфраструктуры с уточненным перечнем необходимых работ, развития услуг с учетом потребностей инвалидов, объективного контроля и оценки эффективности их реализации. Паспорта доступности созданы на все муниципальные учреждения образования, спорта и культуры (100% от общего количества внесенных в реестр приоритетных объектов). В 2020 году на основании приказов Министерства образования и науки продолжена работа по корректировке Паспортов доступности в общеобразовательных, дошкольных образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования. Дорожные карты по адаптации объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования разработаны на период до 2030 года.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение доступности услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, с целью создания условий для предоставления инвалидам равного доступа к услугам, в том числе обеспечение полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательных организациях. Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В образовательных учреждениях города обучаются (воспитываются) 778 детей-инвалидов (2020 год - 753 человека), из них 523 ребенка школьного возраста, 255 детей посещают дошкольные образовательные учреждения. В городской очереди на получение места в детском саду числятся 57 детей, все они имеют право на внеочередное обеспечение местами. Дети-инвалиды имеют возможность получать образование в условиях общеобразовательного учреждения в массовом классе по общеобразовательной программе; в условиях общеобразовательного учреждения в специальном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной программе; на дому (в соответствии с рекомендациями медицинской организации) по общеобразовательной или адаптированной программе (реализуется индивидуальный, согласованный с родителями (законными представителями) учебный план). Дети-инвалиды по зрению могут получать образование в условиях специальных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 52", где в образовательный процесс введена специальная подготовка, которая включает ритмику, ЛФК и массаж, социально-бытовую ориентировку, развитие осязания и мелкой моторики, организованы занятия на офтальмотренажерах. В МБОУ "СОШ N 53" создан ресурсный центр для обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Дети-инвалиды города Кургана имеют возможность обучаться с использованием дистанционных технологий в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Курганская областная средняя общеобразовательная школа дистанционного обучения". В 2020 - 2021 учебном году в школе обучались 58 детей из города Кургана.
В рамках государственной программы "Доступная среда" в городе Кургане адаптированы для маломобильных групп населения 22 общеобразовательные организации (смонтированы пандусы, проведены ремонты тамбуров, входных групп, проведены работы по адаптации санузлов) и 12 учреждений дошкольного образования.
В учреждения культуры оборудованы пандусами входы: Центральной городской библиотеки им. В.Маяковского, ул. Пролетарская, 41; библиотека N 4 имени Л.Толстого, ул. Садовая, 50; библиотека N 26 имени Ф.Достоевского ул. Макаренко, 95; Центральная детская библиотека имени Н.Островского, ул. Ленина, 4; МБУ "ГЦКиД" ("Современник"); библиотека им. Маршака, библиотека им. Л.Куликова; МБУ "Городской дом народного творчества и досуга", ул. Дзержинского, 1а.
Во всех учреждениях спорта установлены кнопки вызова, в трех МБУДО "ДЮСШ" имеются пандусы, в МБУДО "ДЮСШ N 3" по адресу: пр. Конституции, 54 и ул. Т.Невежина, 7 имеются специализированные туалетные комнаты.
Для обслуживания инвалидов по зрению на маршрутах города Кургана вводится автоматическая система оповещения об остановках. Оборудовано указанной выше системой 46 маршрутов.
На 28 маршрутах города Кургана применяются специальные автобусы, общее количество которых составляет 46 единиц: 29 с аппарелью, 11 КАВЗ.
В городе Кургане уделяется внимание методической работе с педагогами, работающими с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностям здоровья. При МБУ "Курганский городской инновационно-методический центр" организованы семинары и консультационные пункты для данной категории педагогов по темам: "Современные подходы к диагностике и коррекционно-развивающие аспекты сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"; "Создание образовательной среды в ОО, обеспечивающей социализацию обучающихся"; "Диагностика речевого дизонтогенеза у детей: дисфазия, дизартрия, дизритмия"; "Воспитание, обучение и реабилитация детей-инвалидов и детей с ОВЗ"; "Динамика продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия"; "Понимание инклюзии". Активно в методической работе участвуют общеобразовательные учреждения NN 29, 36, 44, 52, 53; дошкольные образовательные учреждения NN 7, 34, 54, 100, 122, 128. Педагоги имеют возможность пройти курсы повышения квалификации по заявленным проблемам, в том числе в дистанционной форме.
Доступность среды жизнедеятельности для инвалидов - это не только обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, но и оказание помощи инвалиду в преодолении информационного барьера, развитие форм содействия занятости инвалидов, наиболее полное удовлетворение потребностей инвалидов в предоставлении социальных услуг, внедрение новых видов и форм социального обслуживания.
Проблемы создания доступной среды для инвалидов и их полноценной интеграции в общество:
- отсутствие комплексного подхода к формированию безбарьерной среды;
- не обеспечен беспрепятственный доступ в жилых домах, где проживают инвалиды;
- при оборудовании объектов социальной инфраструктуры элементами доступности учитываются, в основном, потребности инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и не всегда учитываются потребности инвалидов по зрению и слуху;
- многие объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для маломобильных групп населения, к числу таких объектов относятся муниципальные учреждения системы здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- в связи с расширением спектра образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями, необходимо оснащение данных организаций специальными приспособлениями. В целях дальнейшего создания безбарьерной среды в указанных организациях необходимы установка пандусов, адаптация санитарно-гигиенических помещений, установка тактильных плиток, турникетов для ориентирования обучающихся с нарушениями зрения, информационных видеопанелей для обучающихся с нарушениями слуха;
- существуют препятствия для полноценного участия инвалидов в культурной жизни, поскольку муниципальные учреждения культуры недостаточно приспособлены для посещения маломобильными группами населения;
- в настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов;
- социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти проблемы в немалой степени обусловливают низкую социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость продолжить на территории города Кургана реализацию комплекса мероприятий в решении задач социализации инвалидов.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем, являются:
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие соисполнителей программы.
 

Основные цели, принципы и задачи программы

Цель Программы:
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в городе Кургане;
- повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов в городе Кургане.
Задачи Программы:
- формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в городе Кургане;
- формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в городе Кургане;
- формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в городе Кургане;
- формирование условий для просвещения граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в городе Кургане;
- формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в городе Кургане.
 

Целевые индикаторы и показатели программы

- доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в городе Кургане, %;
- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в городе Кургане, %;
- доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в городе Кургане, %;
- количество установленных в помещениях многоквартирных жилых домов, где проживают инвалиды, конструкций, способствующих перемещению инвалидов, ед.;
- количество единиц парка городского транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения в городе Кургане, ед.;
- доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в городе Курган, %;
- доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста в городе Курган, %;
- число детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, чел.;
- доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов в городе Кургане, %;
- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в городе Кургане, %;
- доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Курганской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети), %;
- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (взрослые), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в городе Кургане, %;
- доля инвалидов, охваченных работой учреждений культуры, в общей численности инвалидов, проживающих на территории города, %;
- количество проведенных в течение года совместных мероприятий с людьми, имеющими инвалидность, художественной, спортивной, досуговой направленности в городе Кургане, ед.;
- количество созданных рабочих мест для инвалидов в учреждениях социальной сферы города Кургана, ед.;
- количество размещенных ежегодно на официальном сайте Администрации города Кургана материалов о проведенных мероприятиях с участием маломобильных групп населения, ед.;
- число методических мероприятий для педагогов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, ед.;
- число проведенных специалистами психолого-медико-педагогической комиссии города Кургана консультаций для родителей (законных представителей), ед.
 

Механизм реализации программы и подпрограммы

Механизмы реализации:

  • Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в городе Кургане;
  • Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в городе Кургане;
  • Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в городе Кургане;
  • Формирование условий для просвещения граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в городе Кургане;
  • Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в городе Кургане.

Координатор программы
Балашова Ирина Владимировна.

Балашова Ирина Владимировна

Главный специалист отдела общего образования управления образования ДСП

Документы

Поделиться публикацией:

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie